Связаться с нами

— Я хочу изучать

Короткий путь к успеху!

Блог

Скажите себе «Я не боюсь сделать ошибку!», или Искусство ошибаться с пользой

«Хотите, чтобы я раскрыл Вам формулу успеха? На самом деле, все очень просто: удвойте количество ошибок».
Томас Дж. Уотсон, основатель компании IBM

Ошибки – это основа любого познавательного процесса, будь то решение математической задачи, принятие важного решения или попытка как можно точнее передать свою мысль на иностранном языке. К тому же, не только люди могут совершать ошибки и учиться на них. По данным научных исследований, животные могут учиться не только на своих ошибках, но и на чужих, наблюдая за попавшими в беду представителями своего вида. В мире животных можно существенно повысить шансы на выживание, избегая ошибок. И люди, и животные учатся жить и живут, чтобы учиться. Тем не менее, у людей есть уникальная способность: вспоминать и обдумывать свои ошибки. Такая способность может быть как преимуществом, так и недостатком, и вот почему.

  • В нас воспитывают страх сделать ошибку.

В образовательной системе всех стран мира учителям необходимо оценивать учеников. Так как иностранные языки приравниваются к другим учебным предметам, прогресс в которых можно проследить более объективно, всех нас оценивают по нашим языковым навыкам.

Хотя телесные наказания за провинности повсеместно запрещены в школах, – ошибки учеников все еще приравниваются к проступкам и строго караются. Иностранный язык рассматривается как учебный предмет, владение которым постоянно оценивается, а не как полезный инструмент коммуникации, который помогает постичь и лучше понять мир, в котором мы живем. В большинстве случаев, это оказывает отрицательное влияние на эффективность занятий и желание учеников улучшать свои умения.

У подхода «ошибка-наказание» много негативных последствий:
- Ученики боятся говорить.
- Если они и говорят, то стараются свести разговор к минимуму предложений, которыми они хорошо владеют.
- Если их ошибки исправляют, они автоматически повторяют правильный вариант, не пытаясь их проанализировать.
- Ошибки их не учат, а приводят в уныние.

  • Взрослая жизнь усугубляет страх быть оцененным.

Когда мы оканчиваем школу, то сознательно или бессознательно чувствуем на себе груз оценки нас другими людьми. Даже если мы принимаем решение самостоятельно погрузиться в изучение нового языка, такой «безошибочный» образ мышления все еще влияет на то, как мы изучаем язык и участвуем в реальном разговоре.

Правила школьной оценки продолжают действовать на протяжении всей жизни: мы склонны выносить оценку самому себе и оценивать людей, которых встречаем на улице с которыми общаемся в интернете.

Когда оценивается чей-то уровень языка, аналогом «пятерки» в школе становятся “master”, “perfect performance”, “perfection”, “perfectly native accent”. Этот список можно продолжать и продолжать.

Данный выбор слов показывает, что чаще всего мы рассматриваем говорение на иностранном языке как некое показательное выступление, публичное представлений, за кулисами которого мы готовы и оценивать других, и сжаться в комочек, когда дело доходит до нас. Такой подход не просто в корне неверен, он опасен. Так можно не только замедлить, но и сознательно положить конец нашим старания изучить язык.

Когда дело доходит до говорения, то носители языка воспринимаются нами как «образцы». Удерживая в голове такую высокую планку, мы рассматриваем их как «безупречных». Мы стремимся и желаем достичь такого уровня. Но иногда, видя результат, мы не учитываем усилия, приложенные для его достижения.

Если рассматривать, к примеру, 18-летних носителей языка и подумать о том, как они освоили свой родной язык, то на ум приходят несколько фактов:
- Они впитывали свой родной язык в течение бесчисленного множества часов. Определить это количество часов нам поможет математика: 18 лет х 365 дней х 24 часа (пока мы спим, мы тоже обучаемся) = 78 000 часов.
- Они живут в разнообразном социальном окружении, взаимодействуя с семьей, друзьями и одноклассниками.
- Они получили школьное образование, прошли тестирование, их оценивали и исправляли в различных областях знаний.

Хотя существенное погружение в язык играет большую роль, а самостоятельное узнавание моделей языка высоко ценится, не менее важно получить содержательную и своевременную обратную связь и извлечь из нее урок. Изучение языка до уровня свободного владения включает две основные черты: наращивание и усовершенствование.

Мы «наращиваем» знания погружением в слушание и чтение, а совершенствуем их воспроизведением – говорением и письмом. Чем больше мы погружаемся в язык, тем больше наращиваем знания, и чем больше мы воспроизводим и получаем обратную связь, тем быстрее их совершенствуем, особенно если мы позитивно относимся к собственным ошибкам и тому факту, что их могут исправить.

Я помню как сейчас свое раздражение и растерянность, когда, начав в 10 лет изучать французский, я получала средние оценки за сочинения на французском. Спустя 2-3 месяца борьбы с самой собой, я не только стала много читать, чтобы быстро освоить интересную лексику и неизбитые речевые обороты, но и стала искренне ценить комментарии учителя к своим сочинениям. Я записывала и анализировала все ошибки и комментарии в рабочей тетради. В результате я нашла золотую середину между погружением (чтением множества книг) и совершенствованием (принятием пределов своих возможностей и извлечением уроков из ошибок).

Иными словами, чтобы хоть немного приблизиться к уровню образованного носителя французского языка, я погружалась в язык в течение многих часов и пыталась сознательно усовершенствовать учебный процесс, принимая во внимание тот факт, что я человек и обязательно буду допускать ошибки. Научившись извлекать пользу из ошибок, я обнаружила, что ошибки стали моими лучшими друзьями на пути изучения языка, и мне еще очень далеко до желаемой безупречности.

Языки постоянно эволюционируют, пополняясь десятками тысяч слов, выражений и секретов. Если Вы сконцентрируетесь и задумаетесь об этом хоть на секунду, то поймете, насколько мало мы знаем о языке – даже о своем собственном, но, несмотря на это, несмотря на ошибки и тысячи незнакомых слов, у нас отлично получается поддерживать полноценное и живое общение с окружающими.

В следующий раз мы расскажем, как делать ошибки… с умом.

Боюсь сделать ошибку

Комментарии (6)

    Онлайн-занятия английским языком
    с репетитором
    Экономьте
    время и деньги
    Занимайтесь
    когда и где удобно